ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ

[b]ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ТУТ
рецензия на фильм "ДМБ" (Роман Качанов, Россия, 2000)
(«ПЕРИСКОП», 7-13.12.2000)[/b]



Есть фильмы, которые гораздо приятнее смотреть дома в одиночестве. Телевизор или видео дают такую возможность: можно не стесняться слез, когда смотришь мелодраму, не опасаться, что твои размышления над философской притчей будут бесцеремонно прерваны и сведены на нет чьим-нибудь идиотским замечанием, наконец, можно быть уверенным, что никто не будет вслух предугадывать дальнейшее развитие событий в психологическом триллере или имя следующей жертвы в детективе. Удобное кресло, мягкий свет ночника, собака, свернувшаяся у твоих ног, – что еще нужно, чтобы следить за сложными хитросплетениями сюжета и страстями, с нешуточной силой разгорающимися в заэкранье? Да и рекламные паузы как будто специально предназначены для того, чтобы приготовить чашку крепкого чая. Искушение слишком велико, и иногда забываешь, что сказанное относится не ко всем жанрам игрового кино, что фильмы катастроф (исключительно из-за спецэффектов), боевики и комедии (по причине несерьезности и развлекательности обоих жанров) смотреть дома столь же глупо, сколько скучно и не интересно.

Думаю, со мной согласятся многие из тех, кто за неделю до показа комедии Романа Качанова «ДМБ» в кинотеатре «Художественный» (на последнем заседании киноклуба «Политехник») поддался искушению посмотреть этот фильм по TV. Казалось бы, какая разница: разве хохмы и приколы выигрывают от того, что их демонстрируют на широком экране? разве для любой шутки главным критерием является не ее свежесть и неожиданность? Кто бы спорил. Вот только свежую шутку сегодня встретишь не часто. И для современного зрителя в комедии куда важнее накаляющаяся с каждой секундой атмосфера всеобщего напряжения и возбуждения, готовая либо взорваться гомерическим хохотом, либо оборваться презрительным хмыканьем. И самые забавные ситуации вызывают смех только в том случае, если есть кого дружески толкнуть локтем, как бы приглашая оценить весь комизм происходящего на экране. Именно поэтому комедию и нужно смотреть в кинотеатре, обязательно в суетливой толчее, в легком раздражении на шуршанье оберток и хруст попкорна с обеих сторон от тебя, на глупое хихиканье сзади и на впередисидящую дамочку, которая так и не удосужилась снять свою шляпку, внушительностью размеров напоминающую скорее кастрюлю, чем головной убор.

Солдатская сказка Романа Качанова и Ивана Охлобыстина «ДМБ» – красноречивый пример всему вышесказанному. Большинство приколов про тупых прапорщиков и наглых дембелей едва ли вызовут что-либо кроме вымученной усмешки: все они тысячу раз слышаны-переслышаны, все они пошлы до безобразия и если чем и отличаются, так это нецензурной лексикой. Стоит ли говорить, что комедия эта не для семейного просмотра: ничего иного, кроме ощущения неловкости перед домочадцами, она не вызовет. Необходимое условие для того, чтобы получить сколько-нибудь удовольствия: полная раскрепощенность и… понимание того, что все, происходящее на экране откровенное издевательство. Издевательство не над тупостью прапорщиков и нечистоплотностью штабных особистов, несознательностью призывников и самодурством генералов, а над зрителем, закостеневшим в своем самодовольстве и научившимся переваривать подобный пошлый бред.

Перед нами еще один вариант чтива, на сей раз армейского: пропущенный через мясорубку киносценария фарш из второсортных шуток о прапорщиках (А на перекрестке поставьте шлагбаум или толкового прапорщика…) и побывавших в употреблении расхожих эпизодов. Намеренно небрежно склеенный авторами фильма коллаж из… даже не хохм и приколов, а набивших оскомину штампов хохм и приколов, отрешенно-монотонные интонации героев (кто же будет смеяться над своими шутками) в чем-то сближает сценарий «ДМБ» с постмодернистской игрой на понижение. Не сказать, что столь же рок-н-рольно как у Тарантино и Родригеса в «От заката до рассвета» или так же жутко как у Пелевина в «Омоне Ра», но звонкая затрещина (кстати, название одного из эпизодов) общественному вкусу чувствуется вполне ощутимо.

Композиция фильма проста до безобразия: прелюдия и три новеллы («Дикий прапор», «Затрещина» и «Хряк-самурай»), которые авторы сценария даже не удосужились перетасовать на тарантиновский манер (помните, как в «Криминальном чтиве»). Прелюдия к фильму все равно что кодекс для начинающего новобранца: свод прописных истин, сухих и кратких как выстрел, глубокомысленных как максимы философов типа Ларошфуко или Ла Брюйера: Не ты выбираешь присягу, присяга выбирает тебя… Природа не храм и уж тем более не мастерская – это тир, и стрелять в нем надо на поражение… Жизнь без армии все равно что любовь в резинке – движение есть, а прогресса никакого… Военный не профессия, а ориентация. Впрочем, последнее утверждение далеко не бесспорно: увиденное в фильме убеждает скорее в том, что военный не ориентация, а диагноз, особенно когда в кадре появляется долгожданный прапор, своей дикостью не уступающий иным персонажам Салтыкова-Щедрина.

Главное, в чем убеждаешься, по просмотре фильма, так это в том, что есть масса способов закосить от армии. Самый верный: отрубить себе указательный палец, чтобы нечем было спустить курок, или откушать изрядное количество производных барбитурата и, когда крыша окончательно съедет, ходить в обнимку с печальным чебурашкой, страдающим от отсутствия друзей. Плохо, что обратно мозги не вправишь, а отрубленный палец не приставишь (а вдруг пригодится, когда придет пора жениться). Поэтому проще время от времени мочиться в штаны, имитируя энурез, или на худой конец молиться какому-нибудь экзотическому божку типа Кришны или Говинды, запрещающему стрелять в людей. Дальше у отечественного рекрута фантазия не идет, а ведь могли бы и здесь поучиться у иностранцев. Помнится, в середине 90-х по TV шел итальянский сериал «Железные парни», так там новобранцы проявляли куда больше изобретательности и оригинальности: в том числе имитировали лунатизм и косили под голубых (как говорится, гвозди бы делать из этих железных парней…).

А еще фильм убеждает в том, что гораздо сложнее не избежать армии, а в нее попасть: последнее – почти искусство, требующее от соискателя чего-нибудь из ряда вон выходящего, исторического. Но как вляпаться в историю ничем не выделяющемуся слесарю-инструментальщику 4-го разряда, единственное психическое расстройство которого заключается в хроническом ненасыщении? Единственный выход: взорвать родное предприятие в придачу со столовой и бухгалтерией (накануне выдачи зарплаты). Студенту-очкарику проще: достаточно совратить жену преподавателя, и никакой ВУЗ больше не будет стоять между ним и нашей доблестной армией. А вот богемному стиляге только и надеяться на то, что подвернется пара кавказцев покруче, у которых можно занять под проценты кругленькую сумму в зеленых купюрах, спустить их в казино и только после этого отдаться в надежные и заботливые руки военного патруля.

Откровением фильм, конечно, не стал. Мало кто сомневался в том, что на призывном пункте такая же неразбериха и безысходность, как и везде в стране. Зато какое облегчение, попав с призывного пункта на место прохождения боевого дежурства, когда занудный прапор (Надо понимать всю глубину наших глубин… Армии без солдата нельзя. В армии без солдата абсурд и коррупция…) передаст вас из цепких лап штабных майоров-особистов в ежовые рукавицы армейских генералов, понять, что и здесь вам не тут (в смысле, это вам не то): здесь вас тоже никто не будет отучать водку пьянствовать и безобразия нарушать. Как можно, ведь водку пьянствовать и травку курить – единственное развлечение солдата. Для особо озабоченных авторами предлагается эксклюзивный рецепт напитка «Земля-Воздух» (1/3 водки, 1/3 пива, 1/3 конопляного отвара) – коктейль Молотова и Удар Ослиным Копытом в одном флаконе.

В целом же фильм необычайно познавательный, обогащающий и без того обросшие солдатскими байками описания армейской житухи еще более детальными подробностями. Приятно, к примеру, узнать, что дедовщина не так страшна, как ее малюют, коль скоро деды сами под дембелями ходят (историю в школе учить надо было: вассал моего вассала – не мой вассал). Опять же и армейский фольклор имеется – наивно-трогательная быль о Черном Дембеле (Шекспир и племянники). И самая настоящая военная тайна – та самая, объясняющая, почему русский солдат никогда не сдается (Да потому что, один хрен, ему терять нечего…). А если когда-нибудь наш солдат шарахнет ракетами неведомого противника, так что тому небо с копеечку покажется, то вы не верьте, что он это со зла. Так, из чистого любопытства. Руки-то у всех начинают чесаться, когда видишь красную кнопку.



Опрос на сайте

No votings found

Календарь

«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Материалы по ЕГЭ

Яндекс.Метрика